Московская Епархия

Храм Казанской иконы Божией Матери в Лайково

   Название села Лайково берет свое начало еще в 16 веке, его основатель и первый владелец имел прозвище Лайко. Людей с таким прозвищем было двое в то время и в тех местах нынешней Одинцовской земли. Отсюда и с точной уверенностью нельзя сказать о происхождении названия села. Версия, что первым его владельцем был Федор Федорович Лайко Вельяминов из рода Воронцовых – Вельяминовых, скорее мало правдива, поскольку звали его всё же не Лайко, а Ланько. Больше информации о нем не найдено, в отличие от другого видного человека, Федора Ивановича Лайко Кривоборского. Известно о нем, что он заложил село Нестерово в Стародубе своему двоюродному брату, это село располагается в Московской области, неподалеку от Лайково. Так же участвовал он в октябрьской поездке 1495 г. Ивана III со своим двором в Новгород. Похоронен в Суздале, в Спасо-Евфимовом монастыре. И Федор Вельяминов, и Федор Кривоборский были бездетны, наследовать село было некому, поэтому с хронологической точки зрения достоверная информация об истинном владельце села не так необходима. Речь пойдет далее о новом владельце села. Да и сказать нужно, что село Лайково известно под тремя названиями, также Богородское, Мелтихино. Продолжим узнавать о месте, где мы сейчас соборно возносим молитвы ко Господу, а когда-то здесь трудились великие подвижники, угодные Богу люди.
Герб Хворостининых

   Писцовая книга 1627 года зарегистрировала факт владения селом Лайково князем Юрием Дмитриевичем Хворостининым. Отец его Дмитрий Иванович Хворостинин, опричный воевода царя Ивана Грозного, перед смертью принимает монашеский постриг с именем Дионисий. Так же заканчивает свою земную жизнь и его сын, который за год до своей кончины становится монахом.

   Наследником вотчины становится Федор Юрьевич Хворостинин, сын Юрия Дмитриевича. Из сведений, которые дошли до нас, можно судить о том, какой высокий пост занимал князь при царе Алексее Михайловиче. Сначала был возведен в звание стольника, затем был назначен воеводою в Туле, принимал деятельное участие в походах против поляков и литовцев. Именно при нем была построена деревянная церковь Пресвятой Богородицы в 1646 году в селе Богородском (с. Лайково) и освящен престол в честь князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев. Неспроста Федор Юрьевич так трепетно почитал этих святых, ведь они являются небесными помощниками воинов. К тому же, Хворостинины – это род князей ярославских, а святые князь Федор Смоленский и чада его являются покровителями города Ярославль. По словам российского историка и краеведа Л. Вейнберга, незадолго до своей кончины Федор Хворостинин покидает службу и принимает монашеский постриг с именем Феодосий. Похоронен в Троице – Сергиевой Лавре. Отчего человек, бывший близким приближенным к царю, получивший высокое продвижение по службе, будучи успешным, оставляет все земное, и последний год жизни посвящает Богу? Действительно, есть факт того, что такому решению посодействовала тяжелая болезнь, но, вероятно, не только она. В какой-то момент Федор Юрьевич осознал истинную цель каждого православного христианина – исправить свою жизнь и умереть в покаянии. Ведь церковь Божией Матери была построена незадолго до его смерти, всего за десять лет; возможно, уже тогда, при строительстве храма в Лайково, Федор Хворостинин задумывался над исправлением своей жизни.


   У истоков нашей церкви Казанской иконы Божией Матери стоит семья, где и отец, и сын, и внук приняли монашеский постриг, обрели тот огонек веры, который взрастили в своих душах и передали дальнейшим храмоздателям. Мы не знаем обстоятельства строительства храма Федором Юрьевичем Хворостининым, но можем предположить, что это плод его духовной деятельности, благодарность Богу за помощь на полях сражений.


   С 1656 года селом управляла вдова Федора Юрьевича Елена Борисовна Хворостинина (урожденная княгиня Татева) и двое ее сыновей Иван, умерший в раннем возрасте, и Семен, последний представитель мужского колена рода Хворостининых. Сестра их, княжна Марья Федоровна (24 марта 1651г. - 13 октября 1723г.), вышла замуж за следующего владельца села – князя Бориса Алексеевича Голицына, который получил село в качестве приданого.
 Герб Голицыных
Your image
   Князь был «правой рукой» Петра I. Будучи воспитателем царя, Борис Голицын во всем являлся его поддержкой, помощником и советчиком, в том числе и по духовным делам. В тяжелые для молодого царя времена, когда велась ожесточенная борьба за престол между двумя лагерями: Софьей Алексеевной с Милославскими против Петра с Нарышкиными, Борис Алексеевич Голицын знал, где искать помощи. У Бога. По его совету царь бежит в Троице-Сергиеву Лавру и там спасается от натисков Софьи и стрелецкого бунта. По словам историка М.Богословского, Петр, войдя в келью, бросился на постель и в слезах рассказал прибежавшему архимандриту Викентию о грозившей опасности. Кто знает, возможно, сам Петр I бывал и в селе Лайково, ведь он очень доверял его владельцу, своему дядьке-воспитателю. Нужно также сказать, что селом управлял боярин не в одиночку, а с Львом Кирилловичем Нарышкиным, с которым также ведал внутренними делами государства.
Обелиск на Соборной площади Лавры в память о спасении Петра I в стенах монастыря
Обелиск на Соборной площади Лавры в память о спасении Петра I в стенах монастыря
Лев Кириллович Нарышкин
Лев Кириллович Нарышкин
Отчего не указывают историки сведений об обстоятельствах принятия монашеского пострига Борисом Голицыным, неизвестно, возможно, историческая наука не способна сохранить и передать внутреннее состояние людей, их душевные порывы и момент встречи с Богом. Нам даны факты, дальше только сам читатель способен поставить себя на место исторической персоны и все прочувствовать.

Что могло быть на душе у человека, тяжело заболевшего в конце жизни, не сумевшего предотвратить Астраханский бунт, тем самым отстраненного от должности с сохранением особого расположения Петра I? Только возглас к Богу о помощи, о спасении души, о милости. Монах Боголеп, такое имя получил Борис Алексеевич при монашеском постриге в Фролищевом монастыре (ныне Владимирская область), 18 октября 1714 отдал свою жизнь Богу. На земле же оставил свое видимое благодарение Господу и увековечил славу царя Петра, построив Голицынский корпус в монастыре, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах и передав попечение над селом Лайково одному из своих десятерых детей, Сергею Борисовичу Голицыну.

Могила монаха Боголепа

Могила монаха Боголепа


   О том, что было в эпоху на стыке 17 и 18 веков в селе Лайково, когда им только юридически управлял князь Сергей Голицын (25 сентября 1687 - 7 декабря 1758), достоверно не известно. Однако знаем, что руководила им де-факто его вторая жена Мария Александровна Милославская (17 января 1697 - 17 декабря 1767). Первая его жена умерла в 1720 году, спустя два года князь вновь женится. Интересен факт, что после смерти князя, село было продано следующему владельцу. Можно сделать вывод о том, что Мария Александровна Милославская без мужа селом уже не управляла в силу каких-то обстоятельств и незамедлительно продала село своей сестре.

Храм-усыпальница Голицыных

С 1758 года село находится в вотчине жены Ивана Ивановича Нарышкина, Анастасии Александровны Милославской (1700 – 1773). Нужно сказать, что Иван Иванович был четвероюродным племянником царицы, к тому же личностью неординарной. Вопреки семейным традициям и вражде Милославских и Нарышкиных, он женится на представительнице «вражеского рода». В этом браке в 1735 году рождается Александр Иванович Нарышкин, тайный советник и камергер при императоре Петре ІІІ, который также владел селом Лайково с 1780 года.

В этот период на месте деревянной была построена каменная церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но возникают существенные разногласия во времени строительства церкви и о благодетеле, взявшему на себя это угодное Богу дело. Одни источники утверждают, что каменная церковь Казанской иконы Богородицы была построена в 1764 году самой владелицей Анастасией Александровной Нарышкиной (Милославской). Об этом дословно говорится: «…возведена тщанием Анастасии Александровны». Где-то указаны даты начала строительства и окончания: 1754-1767гг. В других источниках фигурирует имя Марии Алексеевны Голицыной (Татищевой), на чьи средства были проведены строительные работы. Ее муж, князь Василий Михайлович Голицын был сыном действительного камергера князя М.В. Голицына и княжны Е.М. Щербатовой, сестры известного историка, публициста князя М.М. Щербатова. Известно, что в ее имении находилось одно сельцо и четыре пустоши Московской губернии. Так была построена красивейшая церковь в стиле барокко. Сам стиль зародился в Италии в конце 17 века, затем распространялся в Европе и спустя сто лет был воплощен в постройке Казанской церкви небольшого села Московской губернии искусным мастером, имя которого нам не известно.

В 1780 году Лайково было куплено Александрой Алексеевной Хитрово, спустя восемь лет владеет им Ольга Александровна Шувалова, но недолго. В Отечественную войну 1812 года Казанская церковь сгорела, в 1813 году приписана к Спасской церкви с.Усово.


Карта Звенигородского уезда 1878г.

Карта Звенигородского уезда 1878г.


С 1852 года владеет селом А. В. Налетов, уже в конце 19 века – А.Б. Казаков (1820-1892), генерал-майор, тайный советник, сенатор, помещик Бобровского уезда Воронежской губернии. Обладал он немалыми сбережениями, которые достались ему от известной графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Одна из его дочерей Надежда Александровна, увлекавшаяся с детства рыцарскими романами, уговорила отца построить в Подмосковье в с. Подушкино великолепный замковый дворец, который сейчас именуется усадьбой Мейендорф и принадлежит Управлению делами Президента Российской Федерации.

При А.Б.Казакове Казанская церковь восстанавливается и приобретает привычный для нас вид, но не на его средства. В 1879 году церковь в селе Лайково была обновлена на сбережения можайского мещанина Михаила Самородова архитектором Игнатием Семеновичем Семеновым. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1873 году со званием классного художника архитектуры. По данным Центрального исторического архива г. Москвы И.С. Семенов: «…построил ц. Тихона в Сокольниках. Работы в Подмосковье: надстройка колокольни в Перхушкове Звенигородского у. (1879), ремонт церкви в с. Богородском Звенигородского у. (1879)»

Трапезная и колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери были спроектированы архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским в 1903 году. Окончил он Императорскую Академию Художеств, в 1900 году был назначен архитектором при городской Московской епархии, для которой спроектировал и построил ряд храмов и часовен. Похоронен на Введенском кладбище.

Your image

Н.Н. Благовещенский (посередине)

Затем наступают сложные времена для всей России, отпечаток которых остался и на нашей церкви. На стыке веков в храме служил протоиерей Сергей Ильич Погожев (1860-1932), чья могила находится за алтарем Казанского храма. В 1930 году Казанская церковь была закрыта, обращена в склад и заброшена. Во время Великой Отечественной войны в селе был создан колхоз «Новый путь», в середине 1960-х годов земли села вошли в состав совхоза «Горки-2». Церковь была передана верующим лишь в 1993 году, отреставрирована, и богослужения были возобновлены в 1995 году. В 1998 г. возвращена храмовая Казанская икона Божией Матери, сохранённая жителями села.

18 мая 2002 года было освещение храма Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которого на тот момент был протоиерей Сергий Панов. В это важное событие для соборной молитвы храм посетили архиепископ Можайский Григорий в сослужении секретаря Московской епархии протоиерея Александра Ганабы, благочинного Одинцовского округа архимандрита Нестора Жиляева. Об этом сообщает портал https://odintsovo.info/news/?id=43410 

Церковь Казанской иконы Божией Матери хранит многовековую историю с 1646 года, которая удивляет, впечатляет и вселяет еще большую любовь к этому родному месту Одинцовского района. Стараниями великих подвижников мы можем дивиться кроткой простоте и одновременно торжествующему величию церкви села Лайково, возносить молитвы ко Господу и открывать для себя Его слово, пропитанное любовью ко всем людям.

Список духовенства Казанского храма

Священники: 

1646-1675 Сергей Калинин 
1703-1704 Кирилл Максимов 
1709-1716 Аврам Иванов 
1716-1758 Иван Кириллов 
1758-1822 Иван Иванов 
1822-1880 Харлампий Иванов 
1880- 30-е годы 20 в. Михаил Самородов 
30-е годы 20 в. Протоиерей Сергей Ильич Погожев 
1993-29 июля 2019 Протоиерей Сергий Николаевич Панов 
(возведен в сан протоиерея 18 мая 2002 года при освящении храма). 

Священник Харлампий Иоанов подает в 1822 г. Прошение в Звенигородское духовное правление о перелитии колокола Спасской церкви, а также о передаче части земель с. Лайково причту с. Усово. В 1822 г. предписано было медь от колокола ея и деньги употребить на разбитый колокол приходской церкви, а землю в количестве 36 десятин отдать причту. В архиве сохранилось несколько дел с перепиской священника Х. Иванова.

К Спасской церкви с. Усово приписана церковь во имя Казанской Божией Матери, что в селе Лайково. Построена Княгиней Марией Александровной Голициной, в 1813 г. приписана к Спасской церкви. В 1816 г. О. А. Шувалова хотела возобновить службу, но ей отказали. В 1822 г. постановили сгоревшую колокольню употребить в разбитый Усовский колокол, а землю отдать причту этой церкви. В 1857 г. крестьяне просили отчислить их в Подушкино, в чем было отказано (до него 5,5 верст, до Усово 4 версты). В 1880 г. церковь возобновили временно, но священнику Михаилу Самородову было отказано в возвращении из Усова церковной утвари.

Причт Спасской церкви:

2 сентября 1873г. Священник Константин Егоров Махаев, при нем Казанская церковь еще была приписана к Спасской. В то время: В с. Лайково дворов 64, мужчин 244, женщин 245. Позже К. Махаев стал законоучителем и в земской школе соседнего села Лайково (с 1897г.)

Информация о росписи храма и святынях:

В 2000 году начались работы по росписи храма. Они были завершены в 2002 году, и в мае этого же года архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения престола храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 2001 году, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, храму была передана частица мощей святителя Афанасия Ковровского, исповедника Российского.

В 2002 году в храме появилась икона благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их святых мощей.