История Казанского храма

У истоков нашей церкви Казанской иконы Божией Матери стояла семья, где и отец, и сын, и внук приняли монашеский постриг, обрели тот огонек веры, который взрастили в своих душах и передали дальнейшим храмоздателям. Мы не знаем обстоятельства строительства храма Федором Юрьевичем Хворостининым, но можем предположить, что это плод его духовной деятельности, благодарность Богу за помощь на полях сражений.

Происхождение названия села.

Название села Лайково берет свое начало еще в 16 веке, его основатель и первый владелец имел прозвище Лайко. Людей с таким прозвищем было двое в то время и в тех местах нынешней Одинцовской земли. Отсюда и с точной уверенностью нельзя сказать о происхождении названия села. Версия, что первым его владельцем был Федор Федорович Лайко Вельяминов из рода Воронцовых – Вельяминовых, скорее мало правдива, поскольку звали его всё же не Лайко, а Ланько. Больше информации о нем не найдено, в отличие от другого видного человека, Федора Ивановича Лайко Кривоборского. Известно о нем, что он заложил село Нестерово в Стародубе своему двоюродному брату, это село располагается в Московской области, неподалеку от Лайково.

Так же участвовал он в октябрьской поездке 1495 г. Ивана III со своим двором в Новгород. Похоронен в Суздале, в Спасо-Евфимовом монастыре. И Федор Вельяминов, и Федор Кривоборский были бездетны, наследовать село было некому, поэтому с хронологической точки зрения достоверная информация об истинном владельце села не так необходима. Речь пойдет далее о новом владельце села. Да и сказать нужно, что село Лайково известно под тремя названиями, также Богородское, Мелтихино. Продолжим узнавать о месте, где мы сейчас соборно возносим молитвы ко Господу, а когда-то здесь трудились великие подвижники, угодные Богу люди.

Вотчина князя Юрия Дмитриевича Хворостинина.

Писцовая книга 1627 года зарегистрировала факт владения селом Лайково князем Юрием Дмитриевичем Хворостининым. Отец его, Дмитрий Иванович Хворостинин, опричный воевода царя Ивана Грозного, перед смертью принял монашеский постриг с именем Дионисий. Так же закончил свою земную жизнь и его сын, который за год до своей кончины стал монахом. 

Род Хворостининых и сщмч. Гермоген

Писцовая книга 1627 года зарегистрировала факт владения селом Лайково князем Юрием Дмитриевичем Хворостининым. Отец его, Дмитрий Иванович Хворостинин, опричный воевода царя Ивана Грозного, перед смертью принял монашеский постриг с именем Дионисий. Так же закончил свою земную жизнь и его сын, который за год до своей кончины стал монахом. 

Князь Федор Юрьевич Хворостинин, при котором была построена деревянная церковь.

Наследником вотчины стал Федор Юрьевич Хворостинин, сын Юрия Дмитриевича. Из сведений, которые дошли до нас, можно судить о том, какой высокий пост занимал князь при царе Алексее Михайловиче. Сначала был возведен в звание стольника, затем был назначен воеводою в Туле, принимал деятельное участие в походах против поляков и литовцев. Именно при нем была построена деревянная церковь Пресвятой Богородицы в 1646 году в селе Богородском (с. Лайково) и освящен престол в честь князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев. Неспроста Федор Юрьевич так трепетно почитал этих святых, ведь они являются небесными помощниками воинов. К тому же, Хворостинины – это род князей ярославских, а святые князь Федор Смоленский и чада его являются покровителями города Ярославля.

По словам российского историка и краеведа Л. Вейнберга, незадолго до своей кончины Федор Хворостинин покинул службу и принял монашеский постриг с именем Феодосий. Похоронен в Троице – Сергиевой Лавре. Отчего человек, бывший близким приближенным к царю, получивший высокое продвижение по службе, будучи успешным, оставил все земное, и последний год жизни посвятил Богу? Действительно, есть факт того, что такому решению посодействовала тяжелая болезнь, но, вероятно, не только она. В какой-то момент Федор Юрьевич осознал истинную цель каждого православного христианина – исправить свою жизнь и умереть в покаянии. Ведь церковь Божией Матери была построена незадолго до его смерти, всего за десять лет; возможно, уже тогда, при строительстве храма в Лайково, Федор Хворостинин задумывался над исправлением своей жизни.

От Хворостининых к князю Борису Алексеевичу Голицыну.

С 1656 года селом управляла вдова Федора Юрьевича Елена Борисовна Хворостинина (урожденная княгиня Татева) и двое ее сыновей : Иван, умерший в раннем возрасте, и Семен, последний представитель мужского колена рода Хворостининых. Сестра их, княжна Марья Федоровна (24 марта 1651г. — 13 октября 1723г.), вышла замуж за следующего владельца села – князя Бориса Алексеевича Голицына, который получил село в качестве приданого.

Князь был «правой рукой» Петра I. Будучи воспитателем царя, Борис Голицын во всем являлся его поддержкой, помощником и советчиком, в том числе и по духовным делам.
В тяжелые для молодого царя времена, когда велась ожесточенная борьба за престол между двумя лагерями: Софьей Алексеевной с Милославскими против Петра с Нарышкиными, Борис Алексеевич Голицын знал, где искать помощи. У Бога. По его совету царь убежал в Троице-Сергиеву Лавру и там спасся от натисков Софьи и стрелецкого бунта. По словам историка М.Богословского, Петр, войдя в келью, бросился на постель и в слезах рассказал прибежавшему архимандриту Викентию о грозившей опасности. Кто знает, возможно, сам Петр I бывал и в селе Лайково, ведь он очень доверял его владельцу, своему дядьке-воспитателю.
Нужно также сказать, что селом управлял боярин не в одиночку, а с Львом Кирилловичем Нарышкиным, с которым также ведал внутренними делами государства.

Отчего не указывают историки сведений об обстоятельствах принятия монашеского пострига Борисом Голицыным, неизвестно. Возможно, историческая наука не способна сохранить и передать внутреннее состояние людей, их душевные порывы и момент встречи с Богом. Нам даны факты, дальше только сам читатель способен поставить себя на место исторической персоны и все прочувствовать.

Что могло быть на душе у человека, тяжело заболевшего в конце жизни, не сумевшего предотвратить Астраханский бунт, тем самым отстраненного от должности с сохранением особого расположения Петра I? Только возглас к Богу о помощи, о спасении души, о милости. Монах Боголеп, такое имя получил Борис Алексеевич при монашеском постриге в Фролищевом монастыре (ныне Владимирская область), 18 октября 1714 отдал свою жизнь Богу.

На земле же оставил свое видимое благодарение Господу и увековечил славу царя Петра, построив Голицынский корпус в монастыре, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах и передав попечение над селом Лайково одному из своих десятерых детей, Сергею Борисовичу Голицыну.

От отца к сыну. Управление селом Марией Александровной Милославской.

О том, что было в эпоху на стыке 17 и 18 веков в селе Лайково, когда им только юридически управлял князь Сергей Голицын (25 сентября 1687 — 7 декабря 1758), достоверно неизвестно. Однако знаем, что руководила им де-факто его вторая жена Мария Александровна Милославская (17 января 1697 — 17 декабря 1767). Первая его жена умерла в 1720 году, спустя два года князь вновь женился. Интересен факт, что после смерти князя, село было продано следующему владельцу. Можно сделать вывод о том, что Мария Александровна Милославская без мужа селом уже не управляла в силу каких-то обстоятельств и незамедлительно продала село своей сестре.

Постройка каменной Казанской церкви.

С 1758 года село находилось в вотчине жены Ивана Ивановича Нарышкина, Анастасии Александровны Милославской (1700 – 1773). Иван Иванович был четвероюродным племянником царицы, к тому же личностью неординарной. Вопреки семейным традициям и вражде Милославских и Нарышкиных, он женился на представительнице «вражеского рода». В этом браке в 1735 году родился Александр Иванович Нарышкин, тайный советник и камергер при императоре Петре ІІІ, который также владел селом Лайково с 1780 года.

В этот период на месте деревянной была построена каменная церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но возникают существенные разногласия во времени строительства церкви и о благодетеле, взявшем на себя это угодное Богу дело. Одни источники утверждают, что каменная церковь Казанской иконы Богородицы была построена в 1764 году самой владелицей Анастасией Александровной Нарышкиной (Милославской).

Об этом дословно говорится: «…возведена тщанием Анастасии Александровны». Где-то указаны даты начала строительства и окончания: 1754-1767гг. В других источниках фигурирует имя Марии Алексеевны Голицыной (Татищевой), на чьи средства были проведены строительные работы. Ее муж, князь Василий Михайлович Голицын был сыном действительного камергера князя М.В. Голицына и княжны Е.М. Щербатовой, сестры известного историка, публициста князя М.М. Щербатова. Известно, что в ее имении находилось одно сельцо и четыре пустоши Московской губернии. Так была построена красивейшая церковь в стиле барокко. Сам стиль зародился в Италии в конце 17 века, затем распространялся в Европе и спустя сто лет был воплощен в постройке Казанской церкви небольшого села Московской губернии искусным мастером, имя которого неизвестно.

Веха, связанная с именами представителей старинного знатного рода Голицыных, завершается, поэтому стоит сказать о месте их захоронения. Это храм Архангела Михаила Донского монастыря, который изначально и проектировался как храм-усыпальница представителей рода Голицыных.

События 19 века. Сгоревшая Казанская церковь была приписана к Спасской села Усово.

В 1780 году Лайково было куплено Александрой Алексеевной Хитрово, спустя восемь лет им владела Ольга Александровна Шувалова, но недолго. В архивах найдено свидетельство от 28,29 апреля 1802 года о выдаче священнику Казанской церкви с. Богородского, Лайково тож, Звенигородской округи Петру Афонасьеву «нового антиминса взамен ветхого». В Отечественную войну 1812 года Казанская церковь сгорела, в 1813 году приписана к Спасской церкви с.Усово. В 1822 г. постановили сгоревшую колокольню употребить в разбитый Усовский колокол, а землю в количестве 36 десятин отдать причту этой церкви. В 1857 г. крестьяне села Лайково просили отчислить их в Подушкино, в чем было отказано (до него 5,5 верст, до Усово 4 версты).
С 1852 года селом владел А. В. Налетов, уже в конце 19 века – А.Б. Казаков (1820-1892), генерал-майор, тайный советник, сенатор, помещик Бобровского уезда Воронежской губернии. Обладал он немалыми сбережениями, которые достались ему от известной графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Одна из его дочерей, Надежда Александровна, увлекавшаяся с детства рыцарскими романами, уговорила отца построить в Подмосковье в с. Подушкино великолепный замковый дворец, который сейчас именуется усадьбой Мейендорф и принадлежит Управлению делами Президента Российской Федерации.

Протоиерей Константин Георгиевич Махаев.

2 сентября 1873 года настоятелем Казанской церкви, которая еще была приписана к Спасской села Усово, был назначен протоиерей Константин Георгиевич Махаев. Позже он стал законоучителем в земской школе села Лайково. Сын его, священномученик Сергий Махаев, был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово. Причислен к лику святых.

Восстановительные работы.

При А.Б.Казакове Казанская церковь была восстановлена не на его средства и приобрела привычный для нас вид. В 1879 году церковь в селе Лайково была обновлена архитектором Игнатием Семеновичем Семеновым на сбережения можайского мещанина Михаила Самородова, которому было отказано в возвращении из Усова церковной утвари. И.С. Семенов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1873 году со званием классного художника архитектуры. По данным Центрального исторического архива г. Москвы И.С. Семенов: «…построил ц. Тихона в Сокольниках. Работы в Подмосковье: надстройка колокольни в Перхушкове Звенигородского у. (1879), ремонт церкви в с. Богородском Звенигородского у. (1879)»
Трапезная и колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери были спроектированы архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским в 1903 году. Он окончил Императорскую Академию Художеств, в 1900 году был назначен архитектором при городской Московской епархии, для которой спроектировал и построил ряд храмов и часовен. Похоронен на Введенском кладбище.

Церковь села Лайково в 20 век.

Затем наступают сложные времена для всей России, отпечаток которых остался и на нашей церкви. В период с 1917 года по 1930 год в храме служил протоиерей Сергей Ильич Погожев (1860-1932), чья могила находится за алтарем Казанского храма.

Он закончил Заиконоспасское духовное училище. В период с 1900 по 1912 был диаконом в церкви Воздвижения Креста Господня — село Воздвиженское Дмитровского уезда (ныне Московская область, Сергиево-Посадский район). В 1916 году был священником церкви Николая Чудотворца — село Субботино Верейского уезда (ныне Московская область, Наро-Фоминский район).

В 1937 году Казанская церковь была закрыта, обращена в склад и заброшена. При советской власти вместо храма на пригорке стояла мельница. Во время Великой Отечественной войны в селе был создан колхоз «Новый путь», в середине 1960-х годов земли села вошли в состав совхоза «Горки-2». Церковь была передана верующим лишь в 1993 году, отреставрирована, и богослужения были возобновлены в 1995 году. В 1998 г. возвращена храмовая Казанская икона Божией Матери, сохранённая жителями села.

Возрождение церковной общины.

Освящение храма.

В 2000 году начались работы по росписи храма. Они были завершены в 2002 году. В 2001 году, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, храму была передана частица мощей святителя Афанасия Ковровского, исповедника Российского. В 2002 году в храме появилась икона благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их святых мощей.

18 мая 2002 года состоялось освящение храма Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которого на тот момент был протоиерей Сергий Панов.

В это важное событие для соборной молитвы храм посетили архиепископ Можайский Григорий в сослужении секретаря Московской епархии протоиерея Александра Ганабы и благочинного Одинцовского округа архимандрита Нестора Жиляева. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по представлению митрополита Ювеналия при освящении храма были награждены ктиторы О.Е. Виноградов и И.Е. Виноградов орденом святого преподобного Сергия Радонежского и орденом святого благоверного князя Даниила Московского за жертвенное служение Святой Церкви. Настоятель Казанского храма Сергий Панов был возведен в сан протоиерея. В день освящения храма Владыкой Григорием было отмечено изящное убранство храма села Лайково, и по окончании освящения Владыка пожелал «памятнику величайшей Божией милости и людских трудов праведных» стоять до скончания века.

Протоиерей Игорь Смертин

Указом №4068 от 29 июля 2019 года протоиерей Игорь Васильевич Смертин назначается настоятелем Казанского храма села Лайково Одинцовского района с оставлением в должности настоятеля Екатерининского храма города Одинцово Московской области.

Иерей Максим Голованов

Указом № 4165 от 17 ноября 2020 года Священник Максим Алексеевич Голованов назначается настоятелем Казанского храма села Лайково Одинцовского района с оставлением в должности настоятеля Андреевского храма деревни Чупряково Одинцовского района Московской области.
Церковь Казанской иконы Божией Матери хранит многовековую историю с 1646 года, которая удивляет, впечатляет и вселяет еще большую любовь к этому родному месту Одинцовского района. Стараниями великих подвижников мы можем дивиться кроткой простоте и одновременно торжествующему величию церкви села Лайково, возносить молитвы ко Господу и открывать для себя Его Слово, пропитанное любовью ко всем людям.

Хронология духовенства

1646-1675 Сергей Калинин
1703-1704 Кирилл Максимов
1709-1716 Аврам Иванов
1716-1758 Иван Кириллов
1758-1822 Иван Иванов
1822-1873 Харлампий Иванов
1873-1880 Константин Георгиевич Махаев
1880 — 1917 Михаил Самородов
1917-1930 Протоиерей Сергей Погожев
1993-29 июля 2019 Протоиерей Сергий Панов
29 июля 2019 — 17 ноября 2020 Протоиерей Игорь Смертин
17 ноября 2020 — по настоящее время иерей Максим Голованов

Задай вопрос о своей вере

Многоканальный справочный телефон о православной вере и практических вопросах церковной жизни. Единый номер 8-495-66-515-88 и единый e-mail 6651588@bk.ru.

адрес храма